Часы во время войны имели не меньшее значение, чем оружие. Без точных часов невозможно согласовать совместные действия различных воинских подразделений, часы вместе с компасом были главным средством авиационной навигации.
Какие часы носили советские солдаты и офицеры во время Великой Отечественной войны?
После революции производство часов осуществляло Главное управление точной механики, позднее «Трест точной механики» (Гострест Точмех). В состав треста входили национализированные фабрики по производству ходиков, ремонтные мастерские, а так же кустарные сборочные мастерские, собиравшие часы из полуфабрикатов оставшихся с царских времён.
Часы производства Гострест Точмех
Разумеется, для страны этого было недостаточно, да и царские запасы быстро закончились. После неудавшихся переговоров с лидерами в производстве часов «Буре», «Мозер», «Нарден», «Докса», «Тиссо», «Ле Глоб», «Таван», «Омега», «Лонжин»и «Зенит» об организации производства часов в СССР было принято решение о покупке готового производства.
В это время в США обанкротилась фирма Dueber Hampden — ее станки, материалы и комплектующие были выкуплены Советским Союзом в 1929 году. России досталось оборудование ценой 325 тысяч долларов и запасные части на сумму 135 тысяч долларов. На этих производственных мощностях можно было выпускать до 250 тысяч часов в год. В СССР оно использовалось для производства четырех типов часов: мужских карманных для Наркомата путей сообщения; мужских наручных для Красной Армии. Фабрика, получившая название «Первый Государственный часовой завод» или 1ГЧЗ была построена с нуля за 7 месяцев и 1 октября 1930 года начала свою работу, а 5 ноября были выпущены 50 экземпляров карманных часов, собранных полностью из деталей собственного производства. Это был подарок стране к годовщине великой Октябрьской революции.
Первыми часами, производство которых было налажено на 1-м ГЧЗ, были карманные «1-го типа», или К-43 (названы так в честь механизма с диаметром 43 мм), с боковой секундной стрелкой. Механизм был ажурован. Часы выпускались с рисунком на ободке и крышке и в гладком корпусе. Практически с самого начала существования, с 1931 года, 1-й ГЧЗ экспортировал свою продукцию. С ноября 1930 года карманные К-43 стали поступать в армейские магазины, примерно по 50 тысяч штук в год. Очень скоро появилась и наручная модификация этих часов. В 1935 году они получили название «Кировские». «Кировские» стали основой для создания других моделей часов, поставлявшихся в советские войска в конце 1930-х годов и во время Великой Отечественной войны. В 1938 году в Куйбышеве (ныне Самара) был построен новый часовой завод имени Масленникова (ЗИМ) . Взяв за основу модель К-43, самарцы начали выпуск часов «ЗИМ» в карманном и ручном исполнениях.
Так же было начато производство в в 1935 году в г. Пенза на велосипедном заводе им. Фрунзе (ЗИФ) который стали называть Пензенский 3-й ГЧЗ, а часы решили назвать «Звезда». Эти заводы использовали документацию на наручные часы французской фирмы LIP, оказавшей большую техническую помощь в освоении часового производства.
Однако, во время войны советские заводы не могли обеспечить всех часами, многое приходилось докупать за границей, большое количество часов попадало в руки военных в качестве трофеев. С началом контрнаступления Советской армии в ее подразделениях начали действовать «трофейные команды», шедшие вслед за наступающими частями. Часы, собранные такими командами, поступали в наградной фонд. Часы зачастую оказывались более ценным подарком, чем нагрудные знаки воинской доблести. Командование понимало, что до момента награждения медалью или орденом их подчиненные могут просто не дожить.
В мае 1945 года в Берлине Красная армия обнаружила на одном из немецких складов 17 тысяч наручных часов Selza. Когда город был взят, этими часами в качестве памятного подарка награждали солдат и офицеров, отличились в боях за немецкую столицу.
В качестве трофеев советским воинам попадали часы как немецкого производства, так и швейцарского производства. Нейтральная Швейцария выпускала часы как для нацистов, так и для стран антигитлеровской коалиции. Одни швейцарские фирмы не ставили свой логотип на циферблат (Omega, International Watch Co.), другие придумывая несуществующие бренды, третьи, (Zenith, Longines, Doxa) оставляли своё истинное название. Часы для сухопутных немецких войск помечались клеймом DH, KM для подводников, FL для летчиков.
Трофеи, достойные победителей. С праздником Победы!